domingo, 23 de mayo de 2021

Малоизвестные факты о древнерусских скрипках- гудках

 Малоизвестные факты о древнерусских скрипках - гудках.

Автор: Михаил Ковальчук.

Струнные смычковые музыкальные инструменты возникли очень давно и существовали у многих народов под разными названиями.

Б. Доброхотов (книга Е. Ф. Витачека "Очерки по истории изготовления смычковых инструментов") писал: " В пути, приведшем к созданию наиболее «человечного» по тембру смычкового инструмента скрипки, значительна прогрессивная роль славянских стран. Действительно, самое раннее известное нам изображение смычкового инструмента, державшегося подобно скрипке у плеча (a braccio), появляется в первой половине XI века в России (фреска Киевского Софийского собора). Квинтовый строй, дающий посравнению со строем квартовым большую остроту звучания, расширяющий диапазон, позволяющий обходиться с меньшим числом струн и подсказывающий более подвижный характер техники, также появляется на заре нашей эры в славянских странах. Не случайно скрипка получила столь широкое распространение в Польше, Белоруссии и на Украине, став там подлинно народным инструментом..." 

Найденные при археологичесих раскопках в Новгородской и Псковской областях древние смычковые музыкальные инструменты и их фрагменты подтверждают, что на Руси в 10-15 веках существовали струнные смычковые  музыкальные инструменты, которые называются гудки (встречаются и другие названия подобных музыкальных инструментов). Ранее я написал несколько статей, которые основывались на моих практических исследованиях древних и современных струнных смычковых музыкальных инструментов, а сейчас я лишь напомню некоторые факты о  древнерусских скрипках - гудках 10-15 веков. 

Давайте откроем википедию и почитаем, что написано о древнерусском гудке. 




"На гудке можно играть, как установив его вертикально, так и держа горизонтально, водя по струнам коротким лукообразным смычком. При этом верхняя струна строится выше остальных 2—3, с разницей в квинту или кварту[1]. Во время игры верхняя струна служит для солирования, а остальные звучат постоянно (бурдоном). " 

"Отличие гудка от скрипки большое. Как писал В. Поветкин: «Три струны на подставке гудка располагались в одной плоскости. В этом главное отличие гудка от скрипки, на которой верхняя часть подставки сделана в виде дуги. На гудке нельзя получить скрипичных звуков, и на скрипке (не паслабившы волосы смычка) нельзя выполнить трохгучных аккордов, как на гудке. Поэтому эти инструменты долгое время сосуществовали». 

Приводятся источники, на основе которых был написан этот текст.



Судя по тексту нас пытаются убедить в том, что трехструнный древнерусский гудок был примитивным музыкальным инструментом с одной мелодической струной, а исходя из этого диапазон гудка составлял всего пять ступеней. Я считаю это ошибочным утверждением и могу предположить, что все авторы, писавшие о древнерусском гудке, недостаточно изучили гудки и их фрагменты, обнаруженные при археологических раскопках в Новгородской и Псковской  областях, а свои ошибочные выводы, авторы написали, основываясь на изучении только двух маленьких детских гудочков.


Напоминаю, что при археологических раскопках в Новгородской и Псковской  областях были обнаружены не только два маленьких детских гудочка, но и множество фрагментов разных гудков, среди которых были; головка трехструнного гудка с вырезом для установки порожка, а также овальная подставка,  на которой прорези под струны сделаны в разных плоскостях.




Факт наличия овальной подставки и верхнего порожка на древнерусском гудке напрямую указывает, что  все три струны могли использовать, как мелодические, так как для использования только одной мелодической струны и двух бурдонных струн не нужен верхний порожек и не нужна овальная подставка.  Из этого следует, что в 10-15 веках на Руси были трехструнные гудки с верхним порожком и овальной подставкой, которые можно назвать ранними древними скрипками, а подобные народные скрипки существовали в России до середины 20 века (читайте в этой статье). 

Послушайте как звучит трехструнный гудок с долбленным корпусом, плоской декой, без грифа, изготовленный в народной традиции "на коленке"из цельного куска древесины.

В ходе проводимых мною экспериментов на этот гудок был добавлен гриф, добавлена четвертая струна и скошена головка. Послушайте звучание гудка после модификации.

Более подробно о древнерусской скрипке - гудке читайте в моих статьях:






No hay comentarios:

Publicar un comentario

Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) и народные смычковые музыкальные инструменты.

  Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) и народные смычковые музыкальные инструменты. Более ста лет назад, а точнее, осенью 1887 г...