Часть 5. Классическая скрипка и испанские смычковые виолы 10-15 веков.
Уже много веков скрипку принято считать королевой оркестра. Она является
самым распространенным струнным смычковым инструментом. Звучание
скрипки очень выразительно и многогранно, что позволяет вызывать у
слушателей полную гамму чувств и эмоций. Принято считать,
что в середине XVI века на севере Италии сложилась современная
конструкция скрипки с некоторыми дальнейшими изменениями, происходящими в
18-м и 19-м веках, чтобы придать инструменту более мощный звук и
проекцию. Также известно, что предшественниками скрипки были арабский
ребаб и его испанская версия - смычковая виола или фидула (виола
овальная, виола восьмерка). Эти музыкальные инструменты распространились
в Средиземноморской Европе во время средневековой экспансии арабской
культуры. В средние века струнные инструменты не отвечали строгим
конструктивным стандартам. Изготавливались разные смычковые виолы, в
которых было от трех до пяти жильных струн, или струн из шелка, или,
согласно некоторой летописи, из металла. Дека могла быть плоской или
несколько выпуклой и иметь форму овала, капли воды или миндаля, груши,
прямоугольника с закругленными углами или в форме цифры восемь, как у
современной гитары. Дека обычно имела два изогнутых резонаторных
отверстия. Смычок, как и все предшествующие классическому периоду,
изготавливался в виде лука. Возникает вопрос, а как же звучали эти
разные по форме музыкальные инструменты в результате эволюции которых
появилась скрипка. К этому вопросу мы вернемся несколько позже.
Смычковые виолы были широко распространены в Испании и это подтверждают
художественные и скульптурные изображения смычковых виол, которые
сохранились до настоящего времени во многих церквях Испании. Очень
реальные скульптурные копии смычковых виол находятся в соборе Святого
Якова в городе Сантьяго-де-Компостела. Собор был основан в 1077 году, а
строительство портика Славы, где изображены музыканты с музыкальными
инструментами, было завершено 1188 году. В портике Славы находятся 23
музыкальных инструмента, 12 из которых являются смычковыми виолами, 8
овальных виол и 4 виол восьмерок. В настоящее время смычковые виолы 10 -
15 веков используются очень мало, т.к. бытует мнение, что эти
музыкальные инструменты ограничены в звуковом плане и не могут звучать
выразительно и многогранно, как классическая скрипка потому, что имеют
другую внешнюю форму и на эти инструменты устанавливались жильные
струны. Но все мы знаем, что существуют классические скрипки с
современными струнами, которые имеют неудовлетворительные звуковые
качества, а другие классические скрипки с жильными струнами могут
звучать прекрасно. На протяжении длительного периода времени я провел
множество экспериментов со смычковыми инструментами разной формы и из
различных материалов. В этом процессе была сформирована особая
комплексная технология изготовления смычковых музыкальных инструментов. В
результате применения элементов особой технологии при строительстве
испанских смычковых виол выяснилось, что звучание этих инструментов
может быть очень близко к звучанию классических скрипок и точно
определить на слух, где звучит смычковая виола, а где классическая
скрипка практически невозможно.
Примеры звучания испанских смычковых виол:
https://youtu.be/iXW-ewZz8hw
https://youtu.be/aVlUoD8oD-U
Примеры звучания испанских смычковых виол:
https://youtu.be/iXW-ewZz8hw
https://youtu.be/aVlUoD8oD-U
No hay comentarios:
Publicar un comentario